Страница обновлена 20.02.2024

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

Страница обновлена 20.02.2024
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

Моя педагогическая находка 

Развитие темпо-ритмических способностей у детей раннего возраста

с помощью музыкальных этнических  инструментов

Музыкальный ритм входит в нашу жизнь с самого раннего детства. 

Где живут ритмы? Всё окружающее нас, живёт по законам ритма: смена времён года, дня и ночи, возрастные процессы, биение сердца, и многое другое подчинено определённому ритму.

 За что отвечает чувство ритма у человека?

  1. Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх.
  2. Речь. Речь – это движение, ритм тесно связан с движением. Воспринимая ритмическую последовательность звуков, мы всегда совершаем какие – то движения в унисон (руками, ногами, головой, губами, языком).
  3. Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.

Доказана значимость работы по развитию чувства ритма у детей с нарушениями речи в трудах педагогов Г.А. Волковой, В.А. Гринер, Л.А. Венгера и  педагогов-музыкантов К. Орфа, Б. М. Теплова,  Л. Н. Комиссаровой, К. В. Тарасовой. Именно они обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь, плохой координации движений.

В связи с этим, проблема развития темпо-ритмических способностей является актуальной.  Как педагог, работающий на комбинированной группе раннего возраста (это нормально развивающиеся дети + дети с ТНР), вижу,  что у детей с тяжелыми нарушениями речи возникают значительные затруднения при выполнении даже простых ритмических заданий. 

Поэтому, решила применить интересный подход: использовать   необычные музыкальные инструменты  – этнические барабаны…. и не только. Игра вызывает у дошкольников  восторг и желание извлекать звуки; корректировать недостатки речевого развития  в процессе систематических игр и специальных комплексных упражнений. Работа по развитию ритма помогает мне быстро найти контакт с детьми,  соединить слово, музыку и движение.  Важно не упустить момент и создать условия для развития темпо-ритмических способностей детей. Такая работа с детьми, особенно  с ТНР,  просто необходима. Работу, осуществляю в тесном взаимодействии со специалистами (музыкальным руководителем, учителем-логопедом, инструктором по ФК), внося свой вклад в совершенствование системы коррекционно-развивающей работы в детском саду в целом.  

Цель моей работы: создание условий для развития детей дошкольного возраста  темпо – ритмических способностей с использованием игры на этнических инструментах. 

Африканский барабан джембе. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре.

Собственная идея в  деятельности с дошкольниками по развитию темпа и ритма  состоит в использовании необычных музыкальных инструментов (этнических барабанов).

Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и  музыкальных играх. Работа  ведется в процессе овладения детьми различными видами деятельности: музыкальной, речевой, игровой, продуктивной. Речевые игры со звучащими жестами (хлопки, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.) – помогают детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма, речи. Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства ритма у детей.

Знакомство с музыкальными этническими инструментами и способами извлечения звука происходит постепенно,  начинаю с периода адаптации. Что способствует налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального фона. Использую музыкально – ритмические упражнения и игры, которые развивают инициативу, самостоятельность, позволяют в доступной форме привить  детям интерес, а также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.Эта форма работы легка и доступна для всех детей  раннего возраста и  продолжатся во всех возрастных группах.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  1. Взаимосвязь речи, движения и музыки у детей с ТНР подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, этот процесс протекает медленнее.
  2. Использование системы работы по развитию темпо-ритмических способностей детей дошкольного возраста обеспечивает эффективность коррекционно-педагогической работы по преодолению недоразвития речи.
  3. У воспитанников углубилось восприятие музыки, формируется способность — чувство ритма, в результате чего, ритмические движения соотносятся с музыкой, речью;
  4. Развивается общая, мелкая моторика, идет овладение координированными движениями руки.
  5. Формируется  понимание темпа и ритма.

Работа по развитию ритма – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт. 


Игротека "В ритме детства"

В разделе представлены картотеки игр и упражнений с барабаном, консультационный материал  по развитию у  детей чувства ритма, исторические факты о происхождении  африканского барабана  и многое другое. 

Методические материалы. Система педагогической деятельности Овчинниковой О.А. по теме: «Развитие темпо-ритмических способностей у детей с помощью музыкальных этнических инструментов»