Страница обновлена 08.09.2021

Служба ранней помощи  

Цель работы - 

организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, поддержки семьи в способах его воспитания и обучения.

Задачи:

  1. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушением развития (риском нарушения) и их семей;
  2. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям снарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
  3. осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушением развития (риском нарушения);
  4. включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
  5. обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
  6. определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Принципы Службы ранней помощи:

  • принцип командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих цель и задачи деятельности Службы, обменивающиеся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и семьей ребенка. Каждый специалист и педагог Службы выполняет свои, четко обозначенные функции, но при условии постоянного взаимодействия, согласования и координации своих действий с действиями других членов команды;
  • принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников Службы необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;
  • принцип добровольности – выстраивание отношений с семьей и социальным окружением ребенка  на добровольных началах при обоюдном желании;
  • принцип конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками Службы в процессе планирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку. 

Участники образовательных отношений в условиях деятельности Службы ранней помощи: дети, родители, педагогические, психологические, медицинские, работники детского сада.

Содержание образовательного процесса определяется программой дошкольного образования и индивидуальными особенностями воспитанников, т.е. образовательный процесс осуществляется с использованием индивидуально ориентированных коррекционно-развивающих программ.

Выявление нарушений развития у детей на ранних стадиях проявления позволяет организовать коррекционную и профилактическую работу с ребенком, оказать своевременную поддержку и помощь семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами, а также с риском отставания в развитии в одной из следующих областей: познавательное, речевое, социальное и эмоциональное развитие.

Команда Службы ранней помощи состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный и медицинский работники, педагоги групп раннего возраста. 

При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование, постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки развития ребенка; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми. 

  

Ведущие направления деятельности

1. Консультативно – диагностическое направление: 

  • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
  • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
  • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
  • консультирование родителей по вопросам;
  • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
  • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
  • консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:

  • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
  • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
  • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

3. Информационно-методическое направление:

  • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
  • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
  • создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
  • повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста и их родителями активно используется инфраструктура дошкольного учреждения:

  • помещение для индивидуальных консультаций и развивающих занятий;
  • логопедический кабинет;
  • музыкальный зал со спортивным оборудованием;
  • игровая площадка на территории МДОУ для детей раннего возраста.

Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста

Помощь оказывается через консультирование и разнообразные мероприятия Службы ранней помощи, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Мероприятия проводятся специалистами и педагогами МДОУ «Детский сад №72», возможно привлечение специалистов – социальных партнеров детского сада. Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.

Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:

  1. Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
  2. Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам.
  3. Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
  4. Промежуточная диагностика.
  5. Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
  6. Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
  7. Определение дальнейшего образовательного маршрута.