Служба ранней помощи 
Цель работы - организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии, поддержки семьи в способах его воспитания и обучения.
Задачи:
- проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушением развития (риском нарушения) и их семей;
- оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям снарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушением развития (риском нарушения);
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Принципы Службы ранней помощи:
- принцип командного междисциплинарного подхода – совместной комплексной работы специалистов, разделяющих цель и задачи деятельности Службы, обменивающиеся информацией, использующих приемы делегирования полномочий, активно взаимодействующих друг с другом и семьей ребенка. Каждый специалист и педагог Службы выполняет свои, четко обозначенные функции, но при условии постоянного взаимодействия, согласования и координации своих действий с действиями других членов команды;
- принцип активного сотрудничества с семьей – в ходе коррекционно-развивающей работы родители осваивают способы развивающего взаимодействия с ребенком, приемы коррекционной работы дома, а также создают в соответствии с рекомендациями сотрудников Службы необходимую коррекционно-развивающую среду для ребенка;
- принцип добровольности – выстраивание отношений с семьей и социальным окружением ребенка на добровольных началах при обоюдном желании;
- принцип конфиденциальности – неразглашение служебной профессиональной информации о ребенке и его семье. Эти сведения используются только сотрудниками Службы в процессе планирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
Нормативная документация:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.01.2016г. № ВК-15/07 "О направлении методических рекомендаций".
- Рекомендации Министерства образования и науки РФ органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере образования по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.
- Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. "Об утверждении концепции развития ранней помощи в российской Федерации на период до 2020 года"
- Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2016 г. № 2723-р "Об утверждении плана мерояприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в РФ на период до 2020 г."
- Приказ департамента образования мэрии города Ярославля "Об организации работы Службы ранней помощи в МДОУ "Детский сад № 72" №01-05/632 от 08.07.2021
- Положение о Службе ранней помощи в МДОУ "Детский сад №72"
- Региональный НАВИГАТОР служб ранней помощи в системе образования Ярославской области: http://goo.su/29WzCE6
Команда Службы ранней помощи:
Керимова Елена Александровна, старший воспитатель
Захарова Татьяна Николаевна, педагог-психолог, специалист службы психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет
Сизова Анастасия Васильевна, учитель-логопед, специалист по раннему сопровождению
Овчинникова Оксана Александровна, воспитатель группы раннего возраста
При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты.
Материально-техническое оснащение:
кабинет педагога-психолога - для организации междисциплинарных консультаций ребенка и семьи, для проведения индивидуальных занятий;
кабинет учителя-логопеда - для индивидуальный педагогической работы с семьями, для проведения индивидуальных занятий;
музыкально-физкультурный зал - для проведения индивидуальных занятий, для проведения групповых занятий, встреч с несколькими семьями.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста и их родителями могут быть использованы игровые прогулочные площадки на территории МДОУ.
Ведущие направления деятельности
1. Консультативно – диагностическое направление:
- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- консультирование родителей по вопросам;
- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
- реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
- консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
2. Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
3. Информационно-методическое направление:
- информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
- информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
- создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
- повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста
Помощь оказывается через консультирование и разнообразные мероприятия Службы ранней помощи, где решаются образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах педагогики раннего детства. Мероприятия проводятся специалистами и педагогами МДОУ «Детский сад №72», возможно привлечение специалистов – социальных партнеров детского сада. Индивидуальное консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов, либо по инициативе родителей.
Механизм реализации ранней психолого-педагогической помощи:
- Комплексная психолого-педагогическая диагностика отклонений в развитии.
- Собеседование с родителями ребенка по выявленным проблемам.
- Разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку.
- Промежуточная диагностика.
- Внесение корректив в индивидуальную программу сопровождения ребенка.
- Итоговая психолого-педагогическая диагностика.
- Определение дальнейшего образовательного маршрута
Информация для родителей
- Региональный НАВИГАТОР служб ранней помощи в системе образования Ярославской области: http://goo.su/29WzCE6
- Развиваем ребенка правильно от 0 до 3 лет (игрушки, пособия): 0-3 месяца, 4-6 месяцев, 7-9 месяцев, 10-12 месяцев, 13-18 месяцев, 19-24 месяца, 25-36 месяцев
- Нормы развития ребенка до 3 лет
- "Особенности организации и проведения развивающих занятий с детьми и родителями, до поступления в детский сад" - презентация Сизовой А.В., специалиста по раннему сопровождению
- Циклы консультаций педагога-психолога Захаровой Т.Н. о психологическом здоровье, развитии малыша, адаптации к условиям детского сада
- Консультации воспитателя Овчинниковой О.А. о развитии речи, практических действий и мелкой моторики, изобразительных навыков и музыкального слуха детей раннего возраста
Информация для специалистов