Страница обновлена 10.11.2019

Основными задачами детского сада по физическому развитию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.
      Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).В детском саду реализуется программа "Здоровье"
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
      Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
      В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
     На территории детского сада  имеется спортивная площадка с «полосами препятствий» (рукоходы, дуги, мишени для попадания в цель, яма для прыжков в длину), гимнастическими стенкам, футбольными воротами.
     В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы
Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников
Профилактика
2.    Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий
3.    Гимнастика
4.    Комплексы по профилактике плоскостопия
5.    Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек 
6.    Дыхательная гимнастика
7.    Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки)
8.    Прогулки + динамический час
9.    Закаливание:
  • Сон без маек
  • Ходьба босиком
  • Полоскание полости рта
  • Обширное умывание
  • Топтание по дорожкам здоровья
10. Оптимальный двигательный режим
Коррекция
Упражнения на коррекцию плоскостопия
Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ
1.    Витамизированный  напиток
2.    Лук, чеснок
Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому мы соблюдаем:
  • Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
  • Рациональную неперегревающую одежду детей
  • Соблюдение режима прогулок  во все времена года
  • Занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
Группы раннего возраста
1.    Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей.
2.    Утренняя гимнастика – 8.10
3.    Прогулка: дневная 10.00 – 11.10; вечерняя 17.30 – 18.30
4.    Оптимальный двигательный режим
5.     «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
6.    Фитонциды (лук, чеснок)
7.    Витамизированный  напиток во время обеда
8.  Сон без маек и подушек
9.  Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна
10.  Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия
2  младшая группа
1.    Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
2.    Утренняя гимнастика в группе 8.10
5.    Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
6.    Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
8.    «Чесночные» киндеры
9.    Фитонциды (лук, чеснок)
10.  Витамизированный  напиток перед обедом
11.  Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
12.  Оптимальный двигательный режим
13.  Сон без маек и подушек
14.  Дыхательная гимнастика в кровати
15.  Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы (с 3 квартала)
17.  Элементы обширного умывания
Средняя группа
1.    Приём детей на улице (при температуре до -15°)
2.    Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
5.    Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
6.    Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
8.    Чесночные «киндеры»
9.    Фитонциды (лук, чеснок)
10.  Витаминный напиток во время обеда
11.  Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
12.  Оптимальный двигательный режим
13.  Сон без маек и подушек
14.  Дыхательная гимнастика в кроватях
16.  Обширное умывание, ходьба босиком
17.  Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Старший дошкольный возраст
1.    Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
2.    Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
5.    Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
6.    Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения,
8.    Чесночные «киндеры»
9.    Фитонциды (лук, чеснок)
10.  Витаминный  напиток во время обеда
11.  Прогулки: утренняя 7.00 – 8.00; дневная 10.45 – 12.10; вечерняя 17.45 – 18.30
12.  Оптимальный двигательный режим
13.  Сон без маек и подушек
14.  Дыхательная гимнастика в кроватях
16.  Обширное умывание, ходьба босиком
17.  Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы
Некоторые приёмы закаливания
1. Обширное умывание.
Ребёнок должен:
  • Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
  • Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
  • Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».
  • Намочить обе ладошки и умыть лицо.
  • Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.
2. Сон без маек.
Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
  • Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров
  • Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
  • Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания
  • Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Безусловно, особое значение в воспитании здорово ребёнка придаётся развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях.
Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
  • Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приёмам элементарной страховки
  • В среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего выносливость и силу)
  • В старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т.д.
Поэтому мы пытаемся использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
  • Занятия по традиционной схеме
  • Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности
  • Занятия-тренировки в основных видах движений
  • Ритмическая гимнастика
  • Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей
  • Занятия-зачёты, во время которых дети сдают физкультурные нормы
  • Сюжетно-игровые занятия