Страница обновлена 13.09.2022

Образовательные стандарты  и требования

"Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"

           

 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", в котором впервые дошкольное образование имеет статус, точнее является первой ступенью (уровнем) общего образования.В соответствии с новыми тенденциями в образовании возникла необходимость разработки федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Что это значит для дошкольных образовательных учреждений? 

             ФГОС – это основной документ.

        В стандарте заложены принципы, из  которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид  детской деятельности – игру.

На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная образовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по "Образовательной программе МДОУ детского сада № 72", составленной в соответствии с ФГТ  и на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы". Для перехода учреждения на ФГОС требуется время, которое носит название переходный период, в течение которого будет разработана новая образовательная программа. Каждый родитель сможет  познакомиться с ее содержанием в детском саду.

Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым "пилотным", будут созданы стажировочные  или апробационные площадки, где будут уточнены и изменены положения некоторых документов. С 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться уже в каждом детском саду.

               ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований:

  • требования к структуре основной образовательной программе дошкольного образования,

  • требования к условиям реализации программы

  • требования к результатам освоения программы дошкольного образования.

Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и  психологические характеристики детей, такие как инициативность и  самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и  мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность и др.  Они  являются ориентирами для  родителей и для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы.

Нормативно-правовое обеспечение перехода введения ФГОС ДО

Актуальная информация о введении и реализации  ФГОС ДО на сайтах: ФИРО, ИРО ЯО, Департамента образования мэрии г. Ярославля, МОУ ГЦРО

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  документы, приказы

       Региональный ресурсный центр по направлению «ФГОС общего образования». «ФГОС дошкольного образования»

       ФГОС дошкольного образования

       Дошкольное образование. Изучаем ФГОС

Методические рекомендации

Игра – ведущий вид деятельности

Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности

Индивидуализация детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОО