Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Оборудование ДОУ
В ДОУ функционирует 11 групп комбинированной направленности (ТНР).
Система условий РППС, соответствующая ФГОС ДО, создана для организации жизнедеятельности детей в МДОУ, а также всех участников образовательного пространства
Воспитательно-образовательный модуль:
- методический кабинет
- физкультурно-музыкальный зал
- групповые помещения
Коррекционно-развивающий модуль:
- кабинет педагога-психолога и учителя-логопеда
Медицинский модуль:
- медицинский кабинет
- процедурный кабинет
Административно-хозяйственный модуль:
- кабинет заведующей
- кабинет зам. зав. по АХР
Финансово-экономический модуль:
- кабинет бухгалтерии
- кабинет делопроизводителя
Специальные места:
- пищеблок
- прачечная
- гладильная
Обеспечение безопасности воспитанников
Детский сад установил в 2007 году автоматизированную противопожарную систему, в наличии имеется необходимое количество противопожарных средств. Все запасные выходы легко доступны и находятся в полном порядке. Все сотрудники, родители и воспитанники знакомы и выполняют правила пожарной безопасности; обязательно соблюдается противопожарный режим. В течение года проведены все запланированные учебные тренировки по эвакуации воспитанников и всех сотрудников детского сада. Регулярно проводятся беседы по противопожарной безопасности.
Для обеспечения безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций в детском саду в 2008 году установлена тревожная кнопка экстренного вызова помощи. Заключены договоры на обслуживание тревожной кнопки. В каждой группе имеется в наличии по количеству детей и взрослых ватно-марлевые повязки, фонарики.
По охране труда и обеспечения соблюдения правил техники безопасности регулярно проводится инструктаж по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада. В учреждении соблюдается правопорядок, нормы и правила поведения всеми участниками образовательного процесса.
В течение учебного года систематически проводятся беседы по правилам дорожного движения, о безопасном поведении на воде, на дорогах, в походе, в быту. В течении всего времени не зарегистрировано ни одного несчастного случая и нарушений порядка или дисциплины воспитанниками и взрослыми не зафиксировано.
Исходя из понимания безопасности образовательного пространства как суммы созданных безопасных мероприятий для воспитания, обучения и здоровья воспитанников, следует отметить, что в детском саду предприняты конкретные организационные меры, направленные на обеспечение безопасности наших воспитанников
Доступность образовательных усуг для детей с ОВЗ и инвалидов
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести и инвалиды могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. В МДОУ "Детский сад № 72" функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, который взаимодействует с центральной психолого-медико-педагогической комиссией, с МУ Центр "Развитие",
Официальный сайт МДОУ "Детский сад № 72" имеет версию для слабовидящих.
Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в т.ч. детям с ОВЗ и инвалидам не предусмотрен
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
С целью осуществления коррекционной работы, помимо групп общеразвивающй направленности, на базе нашего детского сада функционируют группы комбинированной направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи, которые обеспечивают индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей).
Преимущества данных групп в том, что занятия в детском саду организовываются учителем-логопедом как групповые, подгрупповые, так и индивидуальные. Специалист «ведет» этих детей, знает специфику имеющихся проблем каждого из них и подбирает индивидуальную коррекционную программу для их устранения. Это очень важно, так как своевременное исключение у детей дошкольного возраста нарушений звукопроизношения ведет к правильному становлению устной речи. На основе устной впоследствии формируется письменная речь, что без этих процессов невозможно дальнейшее полноценное обучение в школе.
Важным принципом работы с воспитанниками группы комбинированной направленности (для детей с ТНР) является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что и предполагает установление сотрудничества всех специалистов. Поэтому в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество учителя-логопеда со всеми педагогами дошкольной организации, законными представителями воспитанников и на протяжении всего учебного года применяется комплексный подход в коррекции речи детей.
Воспитанники, находящиеся в группе комбенированной направленности (для детей с ТНР)получают следующую логопедическую коррекционную помощь: исправляется звукопроизношение, т. е. ставятся и закрепляются в связной речи отсутствующие звуки; проводится коррекция и развитие физиологического и речевого дыхания; развивается общая, мелкая и артикуляционная моторики; развиваются фонематический слух и фонематическое восприятие, правильное представление о зрении, интонационная сторона речи, а также ведется работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова; пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; расширяется представление о предметах, явлениях и событиях, не имевших места в собственном опыте детей. Помимо формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, большое внимание уделяется предпосылкам обучения грамоте, которым предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. Воспитанникам предоставляется возможность активного экспериментирования со словом, при этом тактично подсказывается общепринятый образец слова; развиваются навыки словоизменения (согласно принятым нормам); дети знакомятся с разными способами словообразования. У воспитанников вырабатываются навыки осознанного и уместного употребления слов, формируется элементарное представление о предложении. Ведется работа над развитием речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога и звука; формируются графо-моторные навыки.
Группа комбенированной направленности (для детей с ТНР) дает детям дальнейшую возможность полностью реализовать свой потенциал в коллективе класса. Ребенок будет испытывать ощущение психологического комфорта, что он не отстающий, желание посещать школу, получать и усваивать новые знания.
Таким образом, благодаря специальной программе, усилию всех педагогов и плотному взаимодействию с законными представителями, дети, выходящие из группы комбинированной направленности (для детей с ТНР) идут подготовленными к школьному обучению, имея уже определенную базу знаний, в чем и заключается главная цель данной работы.