Страница обновлена 25.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

Страница обновлена 25.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

 

Научи меня смеяться
 
Чувство юмора, чувство комичного… Далеко не все люди имеют такой дар при рождении. Намного легче в жизни человеку, обладающему этим чувством, чем тому, который его лишен! Оказывается, воспитывать у детей эту способность, как любую другую, можно и нужно с самого детства.
 
                      Что делать, когда вашего ребенка дразнят на улице или в садике, и он из-за этого страдает, плачет, злится? Надо научить его, чтобы он улыбался в ответ обидчику или придумал что-то смешное, свое, изменить его отношение к самому себе. И тогда чужие насмешки будут восприниматься совсем не так болезненно.
 
 
Улыбка во весь рот
 
Первую улыбку-гримаску у своего малыша вы можете увидеть уже в первые дни жизни ребенка. Но психологи и педиатры эти улыбки называют "спонтанными" или "физиологическими", тем самым подчеркивая, что психологического содержания они еще не имеют. Настоящая улыбка появляется к концу периода новорожденности (второй месяц) в ответ на улыбку мамы, ее ласковые слова. Не пропустите этот момент! Старайтесь поддерживать такое общение. Ребенок поймет, что с помощью улыбки может продлить контакт с вами, и все чаще начнет пользоваться этим надежным средством.
 
"Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть", — пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки — привычная и обязательная часть его жизни.
 
Итак, совет такой: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.
 
Что же еще вызывает смех у младенца? Разнообразные "фокусы" с появлением и исчезновением: мамино лицо исчезает за ладонями или спинкой кровати, а затем появляется: "Ку-ку!" Включается и выключается фонарик: "Есть огонек, щелк — нет огонька!". Вызовут смех всякие "захватывающие дух" игры: качание на коленях с паданием в "ямку", подбрасывания, щекотания. Но не только вы можете рассмешить своего ребенка, он и сам в состоянии организовать себе веселье. Например, двадцать раз "уронив" ложку, которую ему торжественно вручили, чтобы учился кушать самостоятельно.
 
Ребенок постарше, даже не научившийся еще толком и говорить, уже может пользоваться чувством юмора в своем поведении при общении с другими людьми. Вот пример полуторагодовалого малыша. Бабушка протирает пыль, ребенок сидит за столиком с рисованием. Но это занятие сейчас не так уж увлекает его. Он тянет ручки к бабушкиной тряпке, мол, я тоже хочу вытереть свой столик. Но бабушка другого мнения: "Подожди у тебя еще чисто". Мальчик на мгновение замер, а потом, лукаво глядя на бабушку, раз провел кисточкой по столу, потом еще раз. "Ну как, а теперь?" Бабушке ничего не оставалось сделать, как засмеяться вместе с малышом и вручить ему тряпку. В этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора внука.
 
Вот и еще совет для родителей, которые хотят взлелеять в детях это чувство: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.
 
Чувство комичного проявляется и в том, что дети подшучивают друг над другом, строят гримасы, говорят несуразности. И какое большое удовольствие получают они при этом! Так, один малыш любил говорить своей матери: "Надень шубу, надень шапку, надень перчатки и садись пить чай", — и каждый раз сам громко смеялся своей шутке.
 
Изобретая шутку, дети чувствуют, что "переворачивать" по своей прихоти мир не только не страшно, а весело и очень забавно. Для ребенка придумывание всяких несоответствий, несообразностей — это своеобразные "игры разума", ведь на самом деле он отлично знает, "как правильно".
 
Обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.
 
Дошкольники любят слушать сказки и стихи, где встречаются так называемые "перевертыши". Сколько радостного веселья доставляет ребятам стихотворение К. Чуковского "Путаница", где поросята мяукают, кошки хрюкают, а горящее море тушат "пирогами, и блинами, и сушеными грибами". Или "Ехал Ваня на ремне, вел старушку на коне, а собачка в это время мыла фикус на окне". Чувство комичного проявляется у детей и в их собственной творческой деятельности: в сочиненных ими дразнилках, считалках, в перефразировании известных стихов, песенок. Мальчик Коля 3-х лет перефразировал песенку, которую поют дети, играя в горелки. Вместо "птички летят — колокольчики звенят" он повторял "птички звенят — колокольчики летят" и звонко смеялся при этом.
 
Особенностью чувства юмора у дошкольников является то, что они воспринимают лишь внешнюю сторону комического. Им нравится буффонада, комизм голосовой, комизм жестов, а при восприятии комических литературных произведений они находят смешное во внешних ситуациях (например, в обрисовке внешности персонажей).
 
Чувство юмора во многом зависит от жизненного опыта ребенка. Из-за бедности своего опыта дети 4–6 лет, в отличие от более старших ребят, вместо того чтобы смеяться в комических местах, часто испытывают страх и беспокойство за любимого героя, боятся, что с ним произойдет несчастный случай, что он погибнет.
 
Большое влияние на развитие чувства юмора у детей оказывают забавные игрушки, восприятие ими веселых рассказов, смешных картинок, а также шутки и юмор окружающих ребенка взрослых. Одна мама оттопыренные ушки своего любимого чада, шутя, называла "ангельские крылышки", и ребенок в ответ на это мило улыбался. Конечно, чувство юмора играет решающую роль в развитии оптимизма и жизнерадостности ребенка.
Неприкосновенность чувств
 
Вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства. Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.
 
Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности. Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.
 
Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого.
 
Относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок, скорее всего, переймет ваш стиль.
 
В заключении хочется посоветовать.
 
Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.
 
Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память, фантазию и воображение.
 
В-третьих, учите ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное.
 
Наконец, нужно поощрять ребенка высказывать собственное мнение, точку зрения, не боясь при этом показаться смешным или глупым.
 
Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни — очень ценное качество.
 
И, конечно, самая лучшая проверка чувства юмора человека — способность смеяться не столько над другими (это дело нехитрое), сколько над собой.
 
Е.Г. Федюкина, детский психолог
Статья предоставлена журналом "Виноград", № 37, 2010