Тема недели «День космонавтики»
*Побеседуйте с детьми (во время беседы задавайте детям вопросы)
- 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник - Всемирный день авиации и космонавтики. Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю.
Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. А много лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
А кто был первым космонавтом, покорившим космос?
Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку. Полёт Ю.Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю,он воскликнул: «Красота-то какая!»
Как называется наша планета?
Наша планета называется Земля. Она – одна из планет Солнечной системы. Все планеты и их спутники вращаются вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные. Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой. Землю окружает воздух, который называются атмосферой. С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.
- Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос.
- Космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как ты думаешь, зачем нужен скафандр?
- Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. В скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
-Как ты думаешь каким должен быть космонавт?
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
*Загадайте ребенку загадки, спросите его почему он так думает.
1. Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос)»
2. Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)
3. Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием. (спутник)
4. С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)
5. Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты – вот так новость,
Ведь это… (невесомость)
6. Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)
7. Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного. (луна)
8. Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно,. (луноход)
Что такое луноход?
- Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Луноход нужен для изучения поверхности Луны
*Выучите с детьми стихотворение А. Хайта
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- А знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу).
- Мы живем на Земле и называемся – земляне. Скажи, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы?
- А если бы на самой дальней от Солнца планете – Плутоне?
- По дороге в космос, проложенной Ю. Гагариным, пошли другие космонавты. Полёты стали более долгими. Изменились и сами корабли. Сегодня это огромные аппараты, в которых есть всё необходимое для длительной жизни на орбите. Они выполняют многие полезные работы.
- А как ты думаешь, что могут исследовать космические аппараты?
(ведутся наблюдения за солнцем, планетами, звёздами, собираются данные о погоде, ведут разведку полезных ископаемых Земли)
- На космических станциях космонавты, кроме управления полётом, ведут ещёи научные работы: выращивают растения, изучают, как ведут себя живые организмы в космосе.
*Нарисуйте вместе с детьми космический рисунок ( Как нарисовать ракету)
*Можно ракету и слепить (Лепим разный вид транспорта)
*Это интересно ("История космоса")
*Это интересно ("Семья планет")
*Что можно почитать по теме
В.И. Цветков «Звездное небо. Галактики, созвездия, метеориты»
Энциклопедия «Астрономия и космос»
Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия для детей
Г. Н. Элькин «Детям о космосе и космонавтах»
Ефрем Левитан «Малышам о звездах и планетах»
Трилогия Ефрема Левитана «Сказочная вселенная»
Доминик Воллиман, Бен Ньюман «Профессор Астрокот и его приключения в космосе»
Е. Качур «Увлекательная астрономия»
«Звёздная книга» Г. Дядина, А. Усачёв
«Один день в космосе» Юрий Усачев
УДАЧИ ВАМ, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ, И ВАШИМ ДЕТЯМ.