Страница обновлена 25.07.2017
 
 
 
 
КАПРИЗЫ И УПРЯМСТВО
 
 
 
Капризы и упрямство рассматриваются как составляющее отклоняющегося поведения, наряду с:
1. Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве.
2. Детским негативизмом, т.е. неприятием чего- либо без определенных причин
3. Своеволием.
4. Недисциплинированностью.
 
 
             
 
  Все перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребенка.
                            Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и четкой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
 
         УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативному. Это отрицательная особенность человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания , для которого нет видимых мотивов.
 
ПРОЯВЛЕНИЯ УПРЯМСТВА:
 - в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
 - выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребенок понял, что совершил ошибку, но не хочет в этом признаться, и поэтому "стоит на своем".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, еще в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
 
         КАПРИЗЫ –это действия, которые лишены разумного основания , т.е. "я так хочу и все!". Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.
 
 
ПРОЯВЛЕНИЯ КАПРИЗОВ:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка.
 
 
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ 
РОДИТЕЛЯМ О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ:
1. Период капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5 – 4годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
3. Пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года жизни.
4. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
5. Девочки "капризничают" чаще, чем мальчики.
6. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз !
7. Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идет о "фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего этот результат соглашательского поведения родителей, поддающихся нажиму со стороны ребенка нередко ради своего спокойствия.
 
 
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ
УПРЯМСТВА И КАПРИЗНОСТИ У ДЕТЕЙ:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризам. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что- либо внушать своему ребенку _ это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребенком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требуют зрителей, Не прибегайте к помощи посторонних. "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!". Ребенку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: "Ой, какая у меня интересная игрушка( книжка, штучка и т.д.) Подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление "сломить силой авторитета".
9. Спокойный тон общения без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
 
Следующие моменты очень важны в предупреждении и борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдет о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребенка нельзя наказывать и ругать, когда нужно хвалить.
                 
 НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО. ЧТО:
- достигнуто не своим трудом;
 - не подлежит похвале красота, сила ловкость, ум;
 - из жалости или желания понравиться.
               
  НАДО ХВАЛИТЬ:
За поступок, за совершившееся действие;
Начинать сотрудничать с ребенком с похвалы, одобрения;
Очень важно похвалить ребенка с утра, как можно раньше и на ночь;
Уметь хвалить не хваля (например: попросить о помощи, совет, как у взрослого)
 
 
Необходимо так же подробно остановиться и на наказаниях.
 
                 НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
1. РЕБЕНОК болен, испытывает недомогание, или оправился после болезни;
2. Когда ребенок ест, после и перед сном;
3. Во всех случаях когда, что то не получается (например: ребенок упал, вы ругаете его за это, считая что он виноват);
4. Когда ребенок не справился со страхом, не внимательностью, подвижностью, и т.д., но очень старался;
5. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;
6. Когда вы сами не в себе.
 
                  СЕМЬ ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1. Наказание не должно вредить здоровью;
2. Если есть сомнение то лучше не наказывать (например: вы неуверенны, что поступок совершил именно ваш ребенок, либо вы сомневаетесь в том, что совершенное действие вообще достойно наказания т.е. наказывать "На всякий случай" – нельзя;
3. За один поступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи);
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием;
5. Надо наказывать и вскоре прощать;
6. Если ребенок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку за что и почему его наказали;
7. Ребенок не должен бояться наказания.
Конечно использовать все правила и необходимые условия в семейном воспитании очень сложно, но, вероятно, каждый родитель выберет из всего изложенного необходимую для него информацию, которая поможет в дальнейшем воспитании ребенка.