Страница обновлена 22.11.2020

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

Страница обновлена 22.11.2020
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль
Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста
            Семья – это уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания.
            Главная причина влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающей действительности, полученные в семье самые сильные и устойчивые. 
             Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. 
                               Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звуко-произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.
                              В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
                              Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не "съедать" слогов и окончаний слов.
                            В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.
                             Совершенно неуместна "подделка" под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ("смори" вместо "смотри", "не бежи" вместо "не беги", "ванте" вместо "вообще" и т. д.)
                             Речевые недостатки выражаются не только в нарушенном произношении звуков. У многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка  ударений, "проглатывание" окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: "яб-луко", "мине", "ходить", "фатить".
                            Есть большая вероятность, что у ребенка сформируется неправильное звукопроизношение, когда в семье кто-то из родителей, или брат, или сестра имеют дефекты произношения.
Потому так необходимо заниматься с ребёнком дома.
Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
                             Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладание отрицательной оценки со стороны родителей вызывает чувство неуверенности детей в себе. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают, любите своих детей, уделяйте им как можно больше внимания (по статистике в сутки ребенку уделяется не более 30 минут, а с возрастом это время уменьшается). Беседуйте с детьми на интересующие их темы. Дружите со своими детьми. Ведь все это является важнейшими  показателями здорового психологического климата семьи.