НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
АЗБУКА НАРОДНОГО ВОСПИТАНИЯ
(ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА)
Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители Эти произведения имеют огромное значение для воспитания ребенка.
Через них ребенок познавал родной язык, родные мотивы, физически развивался в играх, знакомился с окружающим миром. В его памяти откладывалось все самое поэтичное и музыкальное, появлялось творческое мышление, рождался человек. Детские песни и игры являлись теми семенами, из которых впоследствии и вырастал подлинный народный исполнитель-творец.
"Человеческая память коротка. Но есть еще другая память, она называется культурой. Культура сохраняет правила, обычаи, традиции, передает информацию пришедших из прошлого явлениях, тайна которых давно утеряна.… Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины; почему на елку вешают золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни и зачем покупают бумажные маски? Перед нами некое ответственное действо, которое совершают во имя высокой цели – ради людей, ради самой жизни…" (И.Уварова)
Искусство народа или фольклор (в переводе с английского – "народная мудрость, знание") глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Первыми приходят колыбельные песни, наполненные материнской заботой и любовью, они влияют на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, текст, построенный на образах, уже хорошо знакомых ребенку, успокаивают и усыпляют его. Колыбельные сулят малышу грядущие удачи и благополучие.
Растет ребенок, приходит черед пестушкам и потешкам.
Пестушки (от слова пестовать т.е. нянчить, холить) исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье, гуление, потягивание, первые шаги и т.д. Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек.
Например: (когда ребенок гулит) "Поет, поет соловушек!
Поет, поет молоденький!
Молоденький, хорошенький,
Хорошенький, пригоженький!"
(когда плачет) Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки –
Тебе для потешки!
(встает на ножки) Ай, дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро Петеньке годок!
(учат ходить) А таточки, таточки, встал мальчик на пяточки.
Стал на пяточках ходить, одну бабушку любить.
( когда купают) С гуся вода, с лебедя вода,
С моего дитя – вся худоба
На пустой лес, на большую воду, под гнилую колоду!
(укладывают спать) Лапушки, лапушки, надоели балушки.
Лягте, полежите, губки сожмите, ручки сложите!
(когда просыпается) Тяги, потягушеньки, Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая, как яблонька садовая!
Пестушки приносят детям первый жизненный урок: бодатая коза грозит тем, "кто каши не ест, молока не пьет".
Потешки – это песенки, сопровождающие игру, забаву взрослого с ребенком.
Затем пели прибаутки – смешные песенки, ритмизированные сказочки. Их цель рассмешить, развеселить: "Как у наших у ворот
Муха песенки поет,
Комар подпевает,
Муха догоняет.
За ним курица кряхтит
И петух пыхтит"
Небылицы – коротенькие песенки, где все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу; загорелось сине море; полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал.…Это путаница, но в ней все легко поставить на свои места.
Дразнилки – здесь подмечается порок, недостаток и высмеивается: "Дядя Федя съел медведя, кошку драну, мышь погану", или "Рева – корова, дай молочка! Сколько стоит? Три пятачка!"
Далее, песенки более сложного содержания: считалки, заклички, приговоры. Часто главными героями в них были птицы и животные, ведь люди были тесно связаны с природой, считали себя ее частью. Все это и отразилось в образах, созданных народом и, как правило, было связано с крестьянским календарем, с его праздниками, обрядами, играми.
Следы ритуалов и обрядов можно отыскать в детских играх. Мы знакомы с играми: "А мы просо сеяли", "Каравай", "Баба сеяла горох". Прыг – скок – скачут малыши, а в давние времена в пляске участвовали взрослые, топая о землю как можно сильнее, чтобы разбудить ее для посева. Основные календарные праздники это Святки, Масленица, Сороки, Троица, Жниво.
- В наше время центр зимней праздничной жизни оказался сдвинутым на Новый год. Между тем для русских был важен весь период Святок с Рождественского сочельника (6 января по новому стилю) до Крещения (19 января). Именно с Рождества Христова (7 января) начинались игры, забавы, поздравительные обходы дворов с песнями ряжеными – колядками, молодежным весельем, гаданиями и многими другими действами.
- Конец зимы, начало весны у русских праздновалась с большим размахом. На Масленицу – традиционные катания на лошадях, езда на салазках с ледяных гор, сжигание соломы, взятие снежного городка и обязательные блины. Имя свое Масленица получила от обильной масленой еды, которую ели всю маслену неделю. Каждый день имел свое название:
1 – Встреча Масленицы
2 – Заигрыши (первые игры, хождение по домам)
3 – Лакомка (во всех домах ставилось обильное угощение)
4 – Разгул (блины, гости, шумное веселье, долгие сытные обеды)
5 – Тещины вечерки (тещи кормили зятьев блинами)
6 – Золовкины посиделки (к невесткам собирались родственники)
7 – проводы Масленицы
- Обряд встречи весны приходился на день Сорока мучеников – 22 марта по новому стилю. Чаще в народе его называют Сороки. В этот день пекли специальное печенье в виде птичек с глазками рябинками или горошинками. Иной раз под крылышко запекали копеечку. (Кому достанется, тот считался счастливым.) Дети играли с печеньем до вечера. Забирались на забор, на стог, подбрасывали "жаворонков" и прикрикивали заклички:
Жаворонки – жаворонушки, прилетите к нам,
Принесите нам теплу летушку!
Нам зима-то надоела, весь хлебушек поела
И соломку подобрала и мякину помела.
- Основой Троицы был культ растительности. Девушки ходили в лес к березке (символ женственности) на Семик (четверг перед Троицей). Из березы и клена делали венки, на них гадали, пуская поводе, кумились (просили прощения, мирились), а так же задабривали русалок (от сюда "русалочья" неделя).
- Обряд Ивана Купалы – обливались водой, жгли костры, сжигая все нечистое, гуляли всю ночь, а с утра шли косить. Таков был обряд очищения.
- Наступала Жатва. Не было времени гулять, но все – равно звучали песни о работе жниц. Дети катались по сжатой полосе "жнивка, отдай мою силу". Предполагалось, что земля вернет труженикам, вложенную во время работы силушку.
С календарными песнями по-своему связаны хороводные, игровые, плясовые песни.
Хороводы начинали водить, как только снег сходил с полей. Ни один праздник не обходился без хоровода. Хороводные игры посвящались полевым работам: "Завивайся, капустка"; удачному промыслу: "Ах ты, рыба, окунечек", а так же касались семейного уклада: "Бояре".
У детей освоение окружающего мира невозможно без игр, песен, присловий. Поэтому мы обращаемся к фольклору в его различных видах. Мир фольклора – это мир гармонии с природой, мир ярких поэтических образов. Здесь солнце, ветер, радуга, звезды одушевлены, с ними можно разговаривать, о чем-либо попросить, рассчитывая на их содействие. Для более органичного вхождения ребенка в мир фольклора, мы предлагаем ему игру.
Игра – не просто любимое занятие детей, это их основной вид деятельности. "Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу", – считал А.Макаренко.
Часто игра сопровождалась хороводом: "Кострома", "Гори ясно", "Шла коза по лесу".
Песенки, сопровождающие многие игры, несложны, легко воспринимаются детьми. Ведь дети «вообще близки к так называемому "художественному типу" (с удовольствием танцуют, поют, слушают сказки, рисуют), для которого характерна яркость восприятия, наглядная образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления» (Н.С.Лейтес)
Обращение к фольклору – это обращение не только к мудрости, но и к доброте народной. Ласковым словом, доброй улыбкой, шуткой, игрой умеет народ, и ободрить малыша, и помочь ему вслушаться в особенности звучания родной речи, напева и проникнуть в смысл слова.
Все это несет доброту в личность ребенка, способствует формированию высоких нравственных качеств.