Страница обновлена 25.07.2017

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

Страница обновлена 25.07.2017
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №72" город Ярославль

 

                    Возраст 6-7 лет – один из самых интересных периодов в жизни ребенка. К этому времени дети уже достаточно самостоятельны, они способны здраво рассуждать и вступать в полноценный диалог с взрослым, и, самое главное, самозабвенно творить. Именно в этот период стоит развивать их способности к рисованию, пению, конструированию, игре, сочинению и т.д. Но и без проблем, конечно, не обойтись. В это же время у детей начинается так называемый кризис семи лет.
 
                       Присмотритесь к своему ребенку и, возможно, вы увидите, что он стал неуправляемым, не слишком разговорчивым, что-то из себя строит, манерничает, чаще капризничает, отвечает на любое ваше обращение отказом или делает вид, что не слышит. Часто родители жалуются на появление агрессии и страхов, которые могут быть непосредственно связаны с началом обучения в школе. В школе ребенок должен соблюдать правила, подчас слишком тяжелые для него: уроки по расписанию, нагрузка, отсутствие возможности подвигаться, покричать и поиграть даже на переменах. Это входит в разительный контраст с жизнью дома и в детском саду, где малыши могли свободно играть и общаться. Ребенок оказывается как бы в двух мирах, и именно поэтому у него появляются страхи и агрессия как защитная реакция организма. Эти особенности поведения и говорят о наступлении кризиса. Дети становятся закрытыми, ведь у них появляется внутренняя жизнь, личная позиция и, следовательно, личные переживания, которыми ему пока еще сложно поделиться с родителями и товарищами. Иногда кризис настолько затягивается или осложняет отношения родителей и ребенка, что появляется необходимость обратиться к психологу, но, во многих случаях, родители сами способны помочь малышу выйти из этого сложного периода, ведь они гораздо ближе ребенку и более значимы для него! Чтобы разделить со своим новоявленным первоклассником его переживания, чувства и эмоции, попробуйте поиграть с ним, подключив… сказку.Рассуждая о сказочном герое, ребенок будет говорить о своих проблемах, а родители смогут лучше его понять и увидеть "больные места", обнаружить страхи, выявить агрессию.
 
                    Рассказывание сказки – это вид общения и творчества, наиболее знакомый малышу. Слушая сказку, ребенок с одной стороны видит мир глазами сказочного персонажа, сопереживает ему и делает выбор вместе с ним, с другой – должен охватить всю ситуацию в целом, почувствовать ее, сделать прогноз.
 
                     Мир оживает в сказке, перестает быть рациональным. И ребенок учится понимать тончайшие оттенки эмоций и переживаний; он осознает, что в жизни не все подчинено причинно-следственным связям и остается место для чуда. Сказка поддерживает веру в добро и справедливость, которые не столь часто встречаются в нашем рациональном мире. Кроме того, строгая формальная логика обычно не позволяет увидеть ситуацию с необычной точки зрения. Это удел лишь по-настоящему творческого мышления. С помощью сказки ребенок развивает образное мышление и воображение, постигает структуру языка, приобщается к культурным ценностям.
 
                   Обычно мы просто читаем сказки вслух, пересказываем их сами или просим это сделать ребенка, дети рисуют сказочных персонажей, они с удовольствием смотрят сказки в театрах и на экранах телевизоров. Но сказка может приобрести и другие формы, помогая ребенку в трудную минуту. Для этого можно:
Придумывать сказку вместе с ребенком.
Рассказывать сказку от имени различных персонажей.
Разыгрывать сказки.
             Рисовать сказку в необычном, схематическом виде. Нужно изобразить сказочный сюжет на одном листе, как комикс. Такие рисунки способствуют развитию мышления и интеллекта.В сказке заложены универсальные "рецепты" решения многих проблем, поэтому, слушая или придумывая сказку, ребенок с помощью взрослого будет справляться именно со своими, самыми глубокими трудностями.
 
                Во всех этих случаях сказка помогает замкнутому ребенку выразить свои переживания и проработать их в символической форме. Рассуждая о сказочном герое, ребенок будет говорить о своих проблемах, а родители смогут лучше его понять и увидеть "больные места", обнаружить страхи, выявить агрессию. Кроме того, в сказке заложены универсальные "рецепты" решения многих проблем, поэтому, слушая или придумывая сказку, ребенок с помощью взрослого будет справляться именно со своими, самыми глубокими трудностями. Самое главное – не пугаться нового, постепенно вы увидите, как раскрывается Ваш ребенок, как он начинает в метафорической форме рассказывать о своих переживаниях, как улучшаются ваши отношения и решаются возникшие проблемы.
 
            Самый простой для родителей, но, одновременно эффективный способ – придумывать сказку вместе с ребенком. Как-нибудь вечером выберите уютный уголок в вашей квартире и предложите сыну или дочке поиграть (если у него есть братья и сестры, друзья, они тоже могут присоединиться). Объясните, что сейчас вы будете придумывать сказку. Вам необходимо ввести положительного и отрицательного героя, помощников, волшебные средства преодоления препятствий (меч-кладенец, волшебная палочка, скатерть – самобранка и т.д.) и награду в конце приключений. Вначале можно рассказать ребенку, как начинаются сказки: главному герою дается какое-то задание или он сталкивается с трудностями. Чтобы пройти испытание, герой отправляется в путешествие, в котором встречается с волшебными существами-помощниками (Конек-Горбунок, Серый Волк и т.д.) и отрицательным героем (Кащей Бессмертный, Баба Яга). Но, в конце концов, наш герой справляется со всеми испытаниями и возвращается домой с наградой. Можно также построить беседу в форме диалога, помогая ребенку с помощью ваших вопросов самому понять суть сказки. Например, выбрав его любимую сказку, попросить малыша ответить, про кого сказка, что делал герой, с какими испытаниями сталкивался, кто ему мешал, чем закончилось сказка. После этого вы можете приступить к созданию собственной сказки.
 
             Обычно сказка сочиняется по предложению: одно предложение ребенок – одно вы, и так до конца. Возможно, ребенок будет сначала стесняться и отказываться что-либо говорить. Не волнуйтесь, просто эта игра нова для него, поэтому просто начните сочинять сами, задавайте ему вопросы, и постепенно он обязательно к вам присоединится. Иногда дети пытаются "напугать" взрослого страшными историями. Но нужно лишь запастись терпением, довольно скоро ваше чадо спокойно и уверенно сможет фантазировать, рассказывать, придумывать действительно замечательные сказки. В конце игры предложите малышу целиком рассказать только что придуманную вами сказку, а потом, если позволяет время, можно разыграть ее или нарисовать. Возможно, поначалу, ребенку будет сложно рассказать новую сказку целиком, тогда вы можете сделать это сами.
 
                          Процесс придумывания сказки может выглядеть так (поэтапно):
         Как-то в далеком государстве жил-был маленький мальчик
         Он был совсем один у родителей, и у него не было друзей.
         И вот он решил уйти путешествовать, чтобы увидеть мир и найти друзей.
         Мама собрала ему в дорогу еду и сказала, что будет ждать его.
         Мальчик ушел. Он шел долго-предолго, пока не устали ноги, он сел на камушек в лесу и незаметно уснул.
         Но вдруг он услышал чей-то плач, открыл глаза и увидел…
 
                  Сочинять сказки можно как в специально выделенное для этого время, так и когда выдается свободная минутка. Желательно не делать больших перерывов, возвращаться к сказке если не каждый день, то хотя бы раз в 2-3 дня. Обычно занятие занимает не больше 30-40 минут. Иногда ребенок не может остановиться в придумывании сказки, перескакивает с одной мысли на другую, и, в конце концов, теряет нить повествования. В этом случае запаситесь терпением и подождите, пока ребенок выговорится, а, впоследствии, через несколько дней, попробуйте задать ему структурирующие вопросы: что произошло с героем, в каких он отношениях с другими персонажами, чем все закончилось и т.д.Очень важно, чтобы родитель внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев "не так", "давай по-другому", переубеждал ребенка.
 
                 Чтобы процесс придумывания сказки доставлял и вам, и ребенку удовольствие и помогал вам обоим в решении возникших проблем, хотелось бы предостеречь от некоторых ошибок, которые могут помешать установлению контакта и вообще совместному творчеству. Очень важно, чтобы родитель внимательно слушал ребенка, воздерживался от комментариев "не так", "давай по-другому", переубеждал ребенка. Не стоит спорить с ним, необходимо избегать оценочных суждений – "хорошо", "плохо". Постарайтесь не раздражаться, слушая рассказ своего малыша и не навязывать ему свое, взрослое и разумное понимание данного вопроса. Иначе ребенок не захочет придумывать сказку, может вновь замкнуться внутри себя и остаться наедине со своими переживаниями, тогда уже наладить контакт будет гораздо сложнее. Дайте ребенку возможность свободно выражать свои мысли, не перебивайте, с интересом слушайте его истории, помните, что он рассказывает о себе и о том, что его волнует. Поэтому будьте, в первую очередь, внимательным слушателем и верным другом.
 
                 И тогда вы увидите, что у вашего малыша улучшилась речь, он стал более открытым и свободным в своем творчестве, научился принимать во внимание интересы другого человека и, что самое главное, снизилась его тревога и агрессия, уступив место спокойствию и положительным эмоциям. Если вы заинтересовались сказкотерапией и хотели бы узнать о ней подробнее, советуем вам познакомиться со следующими книгами:
Соколов Д. "Сказки и сказкотерапия". М. , Класс. 1999.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству". С.-П., Златоуст, 1998.
 
                             Приведу пример одной сказки, рассказанной семилетним ребенком вместе с мамой:
 
               Ребенок: Жил-был принц в красивом замке…
               Мама: Он был добрый, смелый, отважный…
               Ребенок: Но однажды на замок обрушилось несчастье…
               Мама: Его наслал злой колдун, он разбудил пятиглавого дракона…
               Ребенок: В королевстве цвели красивые цветы, и дракон половину их уничтожил…
               Мама: Вдыхая аромат этих цветов, люди становились добрыми и счастливыми…
               Ребенок: А теперь все люди обозлились и начали враждовать друг с другом…
               Мама: Все, кроме принца, его сердце было добрым от рождения…
               Ребенок: Тогда принц решил спасти свое королевство…
               Мама: Он сел на верного коня и поскакал в пещеру дракона…
               Ребенок: В пещере он встретил принцессу, которую украл дракон, и решил ее освободить…
               Мама: Они влюбились друг в друга, и сила их любви убила дракона…
               Ребенок: Все цветы в королевстве снова зацвели, а принц и принцесса жили долго и счастливо…
 
                    Попробуем увидеть проблемы, выраженные с помощью сказки. Она заключается в двойственности самовосприятия, расколе в душе. Одновременно ребенок ощущает себя и добрым, как принц, и злым, как дракон, потому что он (именно он!) ввел в сказку два противоборствующих персонажа Финал сказки (цветы расцветают) символизируют победу доброго начала в его душе. Ребенок в сказке пытается спросить у взрослого, как ему справиться с подобной ситуацией, он затрудняется сам найти решение и постоянно передает инициативу взрослому, в конечном результате именно взрослый ему подсказывает, в символической форме дает советы: только любовь и доброта могут победить "дракона", и вместе с ним – раскол.
 
           Не обязательно интерпретировать рассказ ребенка, это, скорее всего, задача профессионала-психолога. Родителю достаточно внимательно слушать ребенка, дать ему выговориться, вступать с ним в диалог в процессе придумывания сказки, и тогда занятие будет благотворным и бесценным, не только потому, что будет способствовать установлению близости между родителем и ребенком, но и потому, что ребенок, выразивший свои переживания, почувствует облегчение и радость.
 
                   Родителю достаточно внимательно слушать ребенка, дать ему выговориться, вступать с ним в диалог в процессе придумывания сказки, и тогда занятие будет благотворным и бесценным, не только потому, что будет способствовать установлению близости между родителем и ребенком, но и потому, что ребенок, выразивший свои переживания, почувствует облегчение и радость.
 
 
 
Анастасия Яковенко, orchid@au.ru.
 психолог центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Гармония", г. Москвы.
 Статья из журнала